Skip to content

Фрейд З. Достоевский и отцеубийство (1928)

Прав Мережковский, 2 когда говорит, что у Достоевского и в особенности у Л. Толстой в своем письме к Страхову 3 пишет: Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее. Достоевский—су6ъективнейший из романистов, почти всегда создававший лица по образу и подобию своему. Поэтому удивительно, когда психиатру, проф. Но в том-то и дело, что Достоевский дал свои гениальные, тончайшие описания различного рода болезненных уклонений со стороны психической сферы не на основании приобретенных им сведений по психопатологии а описывал свои пережитые им лично болезненные душевные переживания. Именно ярким примером такой популяризации науки, по моему мнению, могут служить романы Зола. В них все так и отдает начитанностью, желанием автора не только блеснуть своими познаниями по психопатологии, но и даже сказать свое новое слово.

Достоевский и педофилия

На самом деле отношения еще задолго до этого стали трудными. В годы пребывания Достоевского за границей — страхов и Аполлон Майков были самыми, регулярными и идейно близкими его корреспондентами. Однако по возвращении писателя на родину многое изменилось. Первоначальная причина расхождения между Достоевским и страховым не вполне ясна, но сам страхов свидетельствует об этом разладе недвусмысленно: Данилевскому И июня г. Не вздумайте винить меня в лености, бессердечии, апатии и неблагодарности; право, я стараюсь вести себя хорошо и остаюсь вашим искренне преданным и глубоко уважающим.

Шут возникает из подавленности героя собственным жизненным опытом Страх оказаться смешным становится сюжетообразующим.

Есть, в частности, мнение, что некоторые юродивые были именно эпилептиками. Вообще, эта психическая болезнь окружена множеством тайн, мифов и легенд. Все это предопределило особое, сакральное отношение к болезни Достоевского и обилие разнообразных мифов вокруг нее. Именно в болезни Достоевского иногда усматривают источник особой духовности писателя, его приобщенности к миру трансцендентных истин, с ней нередко связывают также его славу провидца.

Одно из подобных рискованных суждений сделал Дмитрий Мережковский, он считал, что"припадки падучей были для Достоевского как бы страшным провалом, просветами, внезапно открывавшимися окнами, через которые он заглядывал в потусторонний свет" Мережковский Д. Нередко в страдающем от эпилепсии князе Мышкине"Идиот" усматривают ипостась Достоевского, а в самом писателе обнаруживают черты русского юродивого.

Разногласия Достоевского и страхова

Но пока у них шел крик, Подошел Никифор, Бла-го-роднейший старик Шостаковича нашла конгениальное воплощение в исполнительском искусстве Е. Этот цикл стал шедевром сатирического вокала наряду с величайшими произведениями этого жанра М.

Возникает вопрос: почему был выбран именно Достоевский Достоевский во многом противоречив, .. и Раскольников вздрагивает от страха. Из толпы.

Все, что можно было сказать о нем умного и дельного, уже сказано, все казавшееся когда-то новым и оригинальным устарело в свой черед, но всякий раз, когда в годину горя и отчаяния мы обращаемся к нему, притягательный и страшный образ писателя является нам в ореоле вечно новых тайн и загадок. Истинным читателем Достоевского не может быть ни скучающий буржуа, которому призрачный мир"Преступления и наказания" приятно щекочет нервы, ни тем более ученый умник, восхищающийся психологией его романов и сочиняющий интересные брошюры о его мировоззрении.

Достоевского надо читать, когда мы глубоко несчастны, когда мы исстрадались до предела наших возможностей и воспринимаем жизнь, как одну-единственную пылающую огнем рану, когда мы переполнены чувством безысходного отчаяния. И только когда мы в смиренном уединении смотрим на жизнь из нашей юдоли, когда мы не в состоянии ни понять, ни принять ее дикой, величавой жестокости, нам становится доступна музыка этого страшного и прекрасного писателя.

Тогда мы больше не зрители, не сибариты и не критики, а бедные братья среди всех этих бедолаг, населяющих его книги, тогда мы страдаем вместе с ними, затаив дыхание, зачарованно смотрим их глазами в водоворот жизни, на вечно работающую мельницу смерти. И только тогда мы воспринимаем музыку Достоевского, его утешение, его любовь, только тогда нам открывается чудесный смысл его страшного, часто дьявольски сложного поэтического мира. Две силы захватывают нас в его творениях, из столкновения двух противоречивых начал рождается магическая глубина и поразительная объемность его музыки.

Первая - это отчаяние, постижение зла, непротивление свирепой, кровавой жестокости, сомнение в существе человечности. Этой смертью нужно умереть, через этот ад нужно пройти, прежде чем мы услышим иной, божественный голос мастера. Предпосылкой тому является искреннее и откровенное признание, что наша жизнь, наша человечность - дело жалкое, сомнительное и, может быть, безнадежное. Нужно отдать себя во власть страдания, покориться смерти, научиться без содрогания смотреть на дьявольскую ухмылку голой действительности, прежде чем мы осознаем глубину и истинность иного, второго голоса.

Первый голос принимает смерть и отвергает надежду, отказывается от каких бы то ни было философских и поэтических украшательств и смягчений, с помощью которых приятные нам писатели привычно отвлекают нас от опасностей и ужасов человеческого существования. Но второй голос, поистине божественный второй голос указывает нам на иной, небесной стороне другое начало, противоположное смерти, другую действительность, другую сущность:

ЗАГОВОР психиатров

Иерархически увенчивая природу, будучи ее живым центром, человек раскрывает в своем центробежном отрывании себя от мира и загадку мира, его тайну. Ключ к этой тайне уже за пределами мира — в Абсолюте. Но это центральное положение человека в природном бытии, если оно не будет истолковано религиозно, ведет к растворению человека в природе.

Федор Михайлович Достоевский — принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль.

Чувство вины возникает несмотря на отказ, и в этом огромный Из него вытекает и страх утраты любви, тогда как любовь предохраняет от такого.

Обсуждения психологами характер и качеств Достоевского. В богатой личности Достоевского хотелось бы выделить четыре лика: Добьемся ли мы ясности в этой сбивающей с толку сложности? Наименьшие сомнения вызывают его качества художника, он занимает место рядом с Шекспиром. К сожалению, психоанализ вынужден сложить оружие перед проблемой писательского мастерства. Достоевский уязвим, скорее всего как моралист. Признавая его высоконравственным человеком на том основании, что высшей ступени нравственности достигает только тот, кто прошел через бездны греховности, мы упускаем из виду одно соображение.

Ведь нравствен тот, кто реагирует уже на внутренне воспринимаемое искушение, не поддаваясь ему.

Отношения Достоевский - Жуков

Мы переходим к тем мыслителям, которые развивали свои философские построения, исходя из религиозного мировоззрения. Разнообразие течений этого рода, особенно развернувшееся в последующую эпоху, объясняется тем, что на почве Православия никогда не было какого-либо обязательного или даже рекомендуемого церковным людям мировоззрения.

А на русской почве верность догматическим основам Православия легко соединялась с различными философскими симпатиями — от острого рационализма до крайнего мистицизма. Даже в высшей духовной школе, как мы уже отчасти видели, строгая верность догматическим принципам сочеталась у разных мыслителей с совершенно различными философскими построениями.

Но не подобные ли страхи преследуют и мать отрока Конечно, всегда возникает соблазн почесть подобные речи “заявлением о намерениях”, тем .

Родился в семье священника. Учился в Костромской духовной семинарии — , в Петербургском университете — страхов окончил естественно-математическое отделение Главного педагогического института, в г. Достоевский познакомился со страховым сразу же после возвращения из ссылки, в самом конце г. Из философских работ страхова, в которых он является последователем Г. Из литературно-критических работ страхова важнейшими являются: Это особенно ярко вскрылось в известном письме страхова к Л. Толстому от 28 ноября г.

Достоевский и страхов

В истечении срока годности русской литературы нет ничего загадочного. Время всегда безжалостно к сочинениям, особенно к перегруженным идеологией. Простой пример — Достоевский. Как мы помним, именно его черносотенцы упорно объявляли своим кумиром. И они оказались абсолютно правы: Что опять же указывает на настоящее место Достоевского — в свечных ларьках, рядышком с Журналом Московской патриархии и двуглавыми матрешками.

Все эти глаголы неоднократно повторяются в тексте, поэтому и возникает ощущение, что герой практически постоянно испытывает страх в разных его .

Роман в шести частях с эпилогом. Один"критик"1 -- так обыкновенно пишут в газетах, желающих сохранить вполне приличный литературный тон, откуда следует, что ради благопристойности нам должно признать существование у нас великого множества критиков, -- итак, один критик сказал о романе г. Это ясно показывает, что основу романа г. Достоевского составляет предположенное им или принятое за данный факт -- существующее в студентской корпорации покушение на убийство с грабежом, существующее в качестве принципа".

Затем критик довольно хладнокровно предается некоторой горячности: Эта критика напечатана, и слова, которые мы привели, имеют совершенно ясный смысл. Достоевского, сказано, целая студентская корпорация обвиняется в том, что она исповедует как принцип невинность убийства с грабежом, даже в том, что в ней существует уже самое покушение на такое убийство.

Первая мысль, которая может прийти здесь в голову разумному читателю, конечно, будет та, что все это нелепость, на которую не стоит обращать никакого внимания. Разве можно обвинять всех студентов поголовно не только в покушении на убийство, а в чем бы то ни было? Нужно вовсе лишиться здравого смысла, для того чтобы сделать такое нелепое обвинение.

Часть 2. Глава 11

Достоевский - этический интуитивный интроверт Псевдоним: Развиватель Миссия Достоевского — своим личным этическим поведением быть примером для других. По характеру он внимательный, не настойчивый и спокойный человек. Он может найти общий язык даже с самыми неуживчивыми людьми. В неизвестной ситуации перед тем, как начать общение, наблюдает за интонациями голоса, жестами, нюансами поведения присутствующих.

Достоевский прирожденный знаток людей, распознающий отношения и атмосферу между ними.

При работе над инсценировкой произведений Достоевского, с особой яркостью - и страхе лишиться вообще работоспособности вследствие сильного . что при такого рода размышлений может возникнуть самое страшное.

Мужчины толпились поближе и прислушивались. Подальше тревожно перешептывались дамы. Другие гости увлечены собственными разговорами, связанные с Голядкиным только тем, что находятся вблизи него. Внимание к его персоне абсолютно мнимое. Однако его тревога вполне реальна. Голос у Голядкина дрожит, в глазах появляются слезы. Говоря смело, витиевато и слишком громко, он изо всех сил пытается произнести выразительную речь перед камердинером, который осторожно выводит его прочь.

Он подавлен, замечая, что никто из его предполагаемой аудитории не реагирует. Голядкин параноик, страдающий нарциссизмом. Он со страхом и с надеждой думает, что на него смотрят, и ставит на это все свое самоуважение.

Стирая этнические границы: теория и практика интеграции мигрантов в городских районах

Published on

Жизнь вне страха не просто возможна, а полностью реальна! Узнай как избавиться от страхов, нажми здесь!